08.04.2010 09:06

Как писать конспекты

Оценить
(72 голоса)

Краткая запись информации так, чтобы при необходимости воспроизвести ее в том же объеме до последней строки – общее определение конспекта. Одновременно он должен содержать: планы, тезисы и выписки.  Однако, если между отдельными частями записи нет смысловой связи – это не конспект.

Зачастую конспектом, написанным одним студентом, могут пользоваться другие студенты. В силу такой особенности конспект обязан быть объективным. Субъективный подход к конспектируемой теме недопустим, только четкие определения, формулы, тезисы. К конспектам, написанным по всем правилам можно с успехом обращаться через несколько лет после их написания, при этом их дополняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Выписки

Выписки — самая простая форма конспектирования. Они почти дословно повторяют текст и заносятся на карточки. Польза выписок весьма велика. При написании «Истории русской литературы»  Н. Энгельгардт пользовался исключительно техникой выписок, книга имела успех.

Тезисы

Тезисы представляют собой записанные выводы и требуют от студента их понимания. При написании заданной работы надо представлять ее в виде структуры, состоящей из цепочки тезисов. Составленная посредством тезисов работа, как раз и является скелетом структурной карты предмета, представленной системой понятий. Если в абзаце тезис не обнаружен — значит, вы не поняли логику автора. Тезисы могут включать в себя и второстепенные положения.

Конспект

Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредственное.

Запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения является непосредственным конспектированием. По ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным при конспектировании лекций, т.к. вы не имеете возможности ни перескочить в конец лекции, ни повторить ее снова, перемотав на начало. Именно поэтому такую запись студенты делают диктофонами.

Однако, при таком способе конспектирования вы не поймете сути прочитанного, пока не охватите содержание последующего и предыдущего изложения. Потому что до последующего изложения вы еще не дошли, а предыдущее, постоянно прерываясь на конспектирование, еще не осмыслили. Соответственно, вы не можете воспринять непрерывную идею всей изучаемой темы и не можете кратко изложить ее, а ведь именно это и цель конспектирования. Зачастую, многое из того, что попадет в ваш конспект, окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то важные детали вы пропустите. В итоге конспект не оправдает себя.

Например, подробное описание покраски корпуса системного блока вашего компьютера в течение нескольких дней, затронет доскональное описание (частота мазков кистью, количество краски на кисти и т.д.), каждой стенки корпуса. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждой поверхности корпуса, но в единую систему эта информация не сложится. Если же вы предварительно осмотрите корпус в целом, то весь конспект сведется к фразе: «Красить все кроме передней панели в черный цвет, а переднюю панель в серебристый».

Поэтому добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, а затем, возвращаясь к началу конспекта, вы ловите себя на мысли, что читаете это впервые, хотя несколько часов назад писали конспект своей рукой. Все это время ваш мозг, постоянно прерываясь, работал вхолостую, оставив вам ощущения только каши в голове. А только что написанный вами конспект становится для вас же китайской грамотой, которую нужно читать снова, как в первый раз. Если же Вы при конспектировании пользовались сокращениями, то многое в своем конспекте при его перечитывании попросту не поймете.

Как же нужно конспектировать?

Конспектирование начинают лишь после прочтения всего текста от начала до конца. Когда вы поймете общий смысл текста и его логические взаимосвязи, начинайте конспектировать. Конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности его логических взаимосвязей, уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности.

На первый взгляд этот способ потребует больше времени, но потеря времени восполняется реальными преимуществами:

а) Время написания конспекта сократится, т.к. вы уже представляете себе, что необходимо написать, а что нет, поэтому  запись конспекта вы будете вести непрерывно.

б) Чтение материала и запись конспекта вы вели непрерывно, поэтому имеете осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект, но уже поняли в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять.

Если конспект записан на лекции, то он должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите этот механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь — перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый осмысленный конспект.

Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого — адекватно отобразить информацию, зафиксировать суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену, где ваша цель — выучить текст учебника.

Селективный конспект

Он необходим, когда необходимо извлечь из текста информацию по определенной теме, являющейся для самого текста второстепенной. В этом случае прочтите текст целиком, отметив места, имеющие отношение к интересующей теме. Затем эти места перечитайте внимательно. Бывает, что информация по интересующей вас теме тесно связана с другими вопросами, изучаемого текста, поэтому для полного понимания темы освойте и эти вопросы. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логику имеющейся информации по вашей теме. Таким образом, вы взяли из исследуемого текста  информационную подсистему, связанную с вашей темой.

Сводный конспект

При работе над рефератом или курсовой работой вы должны использовать несколько книг или первоисточников для написания текста. При этом пишутся конспекты первоисточников. Чтобы эффективно работать в таком ключе, вначале сделайте  селективные конспекты каждого первоисточника, вычленяя из них необходимую для вас информацию по теме. Затем сравните конспекты. Вы увидите, что в какой-то мере они дополняют, развивают, оспаривают или противоречат друг другу. Обдумайте возникшие сопоставления. На основе проведенного сопоставления, создайте единый конспект на основе информации, полученной при изучении, написанных вами ранее, селективных конспектов. Получится сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.

При составлении сводного конспекта очень важно отметить, какая информация взята из какой книги и какому автору принадлежит. Это пригодится при составлении библиографии или списка используемой литературы. Чтобы знать, откуда взят материал, запишите в каждом структурном узле темы название первоисточника. Например, запись [1:23—35], [2:44, 48] означает, что информация по теме взята из первоисточника, отмеченного в списке литературы под номером 1 на страницах 23—35 и т. д.

Чтобы совместить, взятые из разных книг части текста, вам придется провести творческую работу по их совмещению в единое целое. В процессе этой работы вы приобретаете более ясное представление о вашей теме, и вполне возможно сделаете новые наблюдения или выводы. При работе над сводным конспектом темы, часто выясняются совершенно новые повороты в развитии темы и аргументы, которые не были описаны в первоисточниках по отдельности, а были сделаны на основе изучения их комплексом.

При конспектировании желательно пользоваться общепринятыми сокращениями, можно так же использовать и свои. Понятно, что это позволит сэкономить массу времени при написании конспекта и уменьшить его объем.

С помощью сводного конспекта можно отлично подготовиться к семинару. Здесь требуется свести воедино информацию из разных источников, сделать выводы, опираясь на полученную информацию, используя некие творческие усилия. Сделайте на основе материала этих источников, сводный конспект и вы обнаружите, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.

Переработайте письменные или диктофонные записи лекций в конспект, основанный на целостно полученной информации. Пусть вам не кажется, что это ненужная двойная работа, на самом деле это не так. Работая над конспектом легче выучить материал в ходе самого его составления.

Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными ссылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал. В процессе конспектирования ссылки должны быть оформлены так, чтобы вы сами могли по ним точно ориентироваться.

Не забывайте в конспекте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Это может пригодиться, если в будущем понадобится работать над этими смежными темами, к тому же эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.

Чтобы лучше представить логико-содержательную взаимосвязь информации в пределах вашей темы параллельно с чтением текста записывайте определения, формулировки и используемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Другими словам, вначале вы сваливаете в кучу всю найденную информацию по теме, а потом, улавливая взимосвязи между ними, воссоздаете ее структуру. Когда вы сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проверьте правильность этих вариантов и выбор, сделанный автором. Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?

Аннотация

Это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок для себя. Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); структура глав труда или краткое изложение оглавления; подробное, перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде по главам.

 


Автор Анастасия Белая

список статей

Популярное

02 04 2010 В помощь студенту Реферат или курсовая работа должны иметь титульный лист. Все строки титульного листа выравниваются по центру, за исключением имени автора автора и научного руководителя, которые выравниваются по левому краю. Абзацные отступы устанавливать не нужно. Текст на титульных листах набирается шрифтом Times New Roman, размер 14 пт. Обратите внимание на то, какие строки набираются полужирным шрифтом. Обратите внимания на название кафедры. На титульном листе указывается та кафедра, на которой работает ваш научной руководитель.     Оглавление реферата или курсовой работы располагается после титульного листа на странице 2. Названия глав набираются шрифтом 14 кегля. Номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими. Между основными частями работы вводится пустая строка. Обратите внимание: при оформлении оглавления абзацные отступы не устанавливаются. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках нельзя.     Автор Анна Алексеева

Как оформить титульный лист реферата

Реферат или курсовая работа должны иметь титульный лист. Все строки титульного листа выравниваются по центру, за исключением имени автора автора и научного руководителя, которые выравниваются по левому краю.

Актуальный опрос

Будет ли хорошим специалистом покупатель диплома?
 

Календарь :)

« Сентября 2014 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Close